Решения «Росатома» помогают повысить операционную эффективность коммунальных предприятий и замедлить рост тарифов на их услуги.
Цифровизации не избежать
Коммунальные предприятия всегда находятся между молотом и наковальней. С одной стороны, повышение стоимости оборудования, топлива, материалов и необходимость замены изношенных трубопроводов и агрегатов. С другой – социальная значимость услуг и необходимость сдерживания роста тарифов. Чтобы выжить в таких условиях, нужно снижать собственные издержки, потери, повышать операционную эффективность. Замена оборудования на новое, системы автоматизации технологических процессов, установка трубопроводов нового поколения дают свой эффект, но, как показывает практика, этого недостаточно. Требуется не только внедрить современные технологии и устройства, но и грамотно их применять. Использовать правильно подобранные уставки и режимы, чтобы получить максимально возможную отдачу от внедренных решений, оптимизировать бизнес-процессы, постоянно повышать эффективность работающего на предприятии персонала.
Развитие информационных технологий дало возможность массово использовать датчики и собирать информацию с большого количества устройств. Появились современные решения российского производства, которые сократили сроки реализации проектов и уменьшили зависимость от зарубежных вендоров. Многие коммунальные предприятия встали на путь информатизации – установили у потребителей приборы учета и внедрили системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-системы). Это увеличило возможности для контроля и оптимизации бизнес-процессов, однако ручная обработка огромных массивов данных стала невозможной. Для того чтобы справиться с проблемой, необходимо обеспечить автоматический анализ информации, т.е. перейти от информатизации к полноценной цифровизации. Этот этап на предприятиях жилищно-коммунальной сферы сейчас только начинается и идет в основном в крупных городах. Но рано или поздно цифровой трансформацией придется заняться всем предприятиям, в том числе в небольших городах, где пока ей, как правило, не уделяют должного внимания. Так зачастую происходит не только из-за недостатка средств, но и из-за нехватки экспертизы.
Сражаться в одиночку не придется
Помощь в цифровой трансформации коммунальным предприятиям уже сегодня оказывает дивизион госкорпорации «Росатом» – «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР), который накопил огромный опыт, обеспечивая функционирование городской инфраструктуры в «атомных» городах. Сегодня компания предоставляет муниципальным предприятиям услуги перевода коммунального хозяйства на цифровые рельсы.
У компании есть четкое понимание того, какие процессы в обеспечении теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения должны быть оцифрованы в обязательном порядке. Приступая к проекту цифровизации предприятия ЖКХ, РИР прежде всего проводит анализ текущего состояния его бизнес-процессов. Потом выбирает бизнес-процессы для первоочередной оцифровки и показывает, чего удастся достичь на этом пути. На основании полученных выводов РИР разрабатывает для предприятия концепцию цифровой трансформации – обзор текущего состояния и детальное описание предложений и ожидаемых результатов, подробно рассматривая плюсы и минусы различных вариантов, например, риск появления зависимости от вендора. Затем выполняет технико-экономическое обоснование, готовит в соответствии с ГОСТом проектно-сметную документацию автоматизированной системы, определяет сроки внедрения. Данные работы в РИР выполняет инжиниринговое подразделение – Инженерный центр.
РИР предлагает к внедрению как свои решения, так и стандартные, имеющиеся на рынке, стараясь сохранить системы, уже функционирующие на предприятии. Компания обеспечивает поставку необходимого оборудования, проводит пусконаладочные работы, внедряет систему в промышленную эксплуатацию и обучает персонал предприятия работе с системой.
«Кирпичики» цифровизации
Для коммунальных предприятий у РИР разработаны две линейки программных продуктов: «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение», каждая из которых состоит из пяти программных модулей – «Обходчик контроллер», «Заявки», «Анализ режимов», «Анализ балансов» и «Центральная панель», – объединенных в одно комплексное цифровое решение. Модули продукта адаптируются к специфике конкретного предприятия и могут быть внедрены по отдельности, в комплексе, а также в составе уже существующих систем.
Данные для дальнейшего анализа в системах верхнего уровня, таких как «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение», поставляет SCADA-решение РИР «Отраслевая промышленная IoT-платформа». Платформа собирает данные с различных датчиков и устройств и служит основой системы ситуационного управления предприятием. Она обеспечивает информационную безопасность потоков данных между объектами контроля и диспетчерской, работу, близкую к режиму онлайн, горизонтальное и вертикальное масштабирование. С помощью решения РИР «Промышленный IoT-шлюз» осуществляется поддержка различных проприетарных протоколов. В платформе реализован функционал чтения архивных данных приборов учета, объединяющий возможности учетных и SCADA-систем.
Решения построены на основе тонкого веб-клиента, что увеличивает скорость внедрения системы. Для реализации серверной части задействуются либо вычислительные мощности предприятия, либо облачные ресурсы – программные комплексы располагаются в облаке РИР и используются по модели SaaS за абонентскую плату. Некоторые решения, например, для обходчиков и аварийных бригад, имеют мобильное приложение. Никакой бумаги – даже подпись ставится в приложении.
В своих решениях РИР давно не ограничивается сбором и архивированием информации, представлением ее в виде таблиц и графиков, а выполняет глубокий анализ данных. Компания активно внедряет технологии искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, помогающие принимать управленческие решения. Например, в комплексе «Цифровой водоканал» используются методы виброакустической диагностики, предсказывающие до шести вариантов выхода из строя насосного оборудования. После внедрения комплекса предприятие может перейти на другой уровень обслуживания – не по регламенту, а по определяемому системой состоянию оборудования. Это позволит снизить расходы на ремонт и материалы.
РИР предоставляет полный комплекс услуг – от обследования, формирования концепции цифровой трансформации предприятия и обоснования экономического эффекта до обучения персонала работе с системой. Решения легко интегрируются со сторонними продуктами – в системах используются открытые API для обмена с внешними решениями. Для систем автоматики можно получить исходный код программно-логических контроллеров, что позволит предприятию в дальнейшем самостоятельно обслуживать и модернизировать программы.
РИР постоянно развивает свои системы, ежегодно обновляя их функционал. У компании большой штат разработчиков, дорабатывающих уникальные функции для конкретных проектов.
Как облегчить финансовое бремя
Цифровизация – процесс недешевый, но быстро окупающийся за счет кратного повышения эффективности и снижения потерь. При этом существуют механизмы снижения стоимости. В частности, можно получить софинансирование на реализацию проекта, подав в Российский фонд развития информационных технологий заявку на грант в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 № 550 (в редакции ППРФ от 26.04.2021 № 645). Постановлением предусматривается поддержка российских решений в сфере ИТ в размере до 50% сметы реализации проекта. Этим инструментом следует активно пользоваться, чтобы не останавливаться на пути неизбежной цифровой трансформации коммунальных предприятий.
Алексей Цыплов, начальник управления цифровизации производства, «Русатом Инфраструктурные
решения»