Постпандемийный мир: новые возможности для отбора соискателей

Дефицит кадров зачастую вынуждает бизнес брать кандидатов без опыта работы. Образовательные онлайн-платформы помогают обучающимся получать необходимые работодателям компетенции, а компаниям – находить подготовленных специалистов.

Где взять кадры, которые решат все?
Эксперты говорят о кризисе на рынке труда и связывают его с пандемией. По данным Международной организации труда, до 90% работающих задействованы в малом и среднем бизнесе, который наиболее пострадал от пандемийных ограничений. А значит, огромное количество предприятий сталкиваются с кадровыми сложностями от поиска и найма сотрудников до повышения их квалификации. Разорены некоторые отрасли – куда ушли специалисты? Произошло переформатирование бизнеса и началось возрождение – где оперативно найти новых сотрудников с необходимыми знаниями? Укрепили свои позиции и масштабировались – где набрать дополнительные квалифицированные кадры? Перевели сотрудников на «удаленку» – как контролировать и поддерживать профессиональные навыки без личного контакта? Все эти вопросы пока не решены системно. 
Многие не хотят возвращаться к прежнему режиму работы. Международная рекрутинговая компания Hays огласила результаты исследования: для 90% работающих возможность трудиться удаленно – важный мотивирующий фактор. А совместное исследование HeadHunter и WeWork показало, что большинство (73%) считают оптимальным гибридный режим работы (в офисе – два-три дня в неделю). В России такая позиция уже поддерживается изменениями в Трудовом кодексе (Федеральный закон от 8.12.2020 № 407 ФЗ). Но не нужно забывать, что рекрутер должен учитывать не только желания работников, но и выгоду работодателей, а также заботиться о наличии эффективных кадров. 
В поисках специалистов рекрутеры осваивают регионы. Причем от кандидатов необязательно требуется готовность к релокации: некоторые функции уже научились переводить в дистанционный формат полностью. По данным HeadHunter, число вакансий с форматом «постоянная удаленка» растет ежемесячно. Сейчас такие вакансии стали актуальны не только для сферы ИТ, где были традиционными и ранее, но и для рекламщиков, маркетологов, аналитиков, менеджеров по продажам. Этот вариант привлекателен для работодателей еще и потому, что за пределами столиц можно найти специалистов с более низкими зарплатными ожиданиями. Дефицит кадров стимулирует компании принимать решения о найме достаточно быстро и брать кандидатов без опыта работы. Чтобы ответить на вызовы времени, работодатели стали обращать более пристальное внимание на такой инструмент, как онлайн-образование. Оно становится значимым пунктом в резюме потенциальных сотрудников и инструментом повышения квалификации для действующих. Благодаря ему ряды возможных кандидатов из числа, например, студентов могут расширяться. 
Учиться, учиться и учиться – теперь онлайн
До 2019 года в рунете и на образовательных платформах не раз сообщалось, что работодатели не доверяют онлайн-школам. У бизнеса были на это причины: появившиеся первыми курсы часто были слишком краткими, проводились неаккредитованными организациями, без возможности проверки качества, а также без подтверждения реального опыта или практики. Качество онлайн-образования и доверие к нему росло в мире постепенно. В России происходит то же самое, но, возможно, медленнее. 
Пандемия оказалась катализатором взрыва интереса к такому способу получения навыков и знаний. Последние два года изменили образовательную парадигму: онлайн-форма стала не только альтернативой, но и частью академического процесса – в некоторых вузах обучение на онлайн-курсах включается в образовательную программу высшего образования. Меняется и отношение к результатам онлайн-образования. Мы теперь живем в мире, где на первый план выходят качественные характеристики кандидатов и умение адаптироваться к рыночным изменениям. А выбор способа получения знаний – офлайн или онлайн – может даже разворачиваться в пользу последнего. Этот эффект достигается за счет виртуальной академической мобильности обучающихся и преподавателей: студенты могут получать знания практически в любом вузе, выбирая флагманов в своей специальности. 
Современные образовательные цифровые платформы позволяют обучаться в любом месте и в любое время – нужен только доступ в интернет. Это сокращает или даже ликвидирует территориальный разрыв: если интересующий курс проходит в другом городе – это больше не проблема. Онлайн открывает возможность интересного взаимодействия студентов и преподавателей: можно работать над совместным проектом и осваивать передовые навыки в режиме онлайн-лаборатории. Работодатели могут обращаться в вузы с интересующей их тематикой еще на стадии создания направления и совместно с университетом формировать учебную онлайн-программу, ставить задачи, выполнив которые, студент станет востребованным специалистом с определенными гарантиями трудоустройства. Учеба в подобных магистратурах и онлайн-лабораториях помимо усвоения профессиональных навыков совершенствует и личностные умения, которые могут быть важны для компании: критическое и системное мышление, социальное взаимодействие, креативность.
Все как на витрине
Дипломам от каких цифровых платформ в резюме соискателей могут доверять рекрутеры? Как компании выбрать вуз для долгосрочного сотрудничества? Как студентам повышать свою профессиональную привлекательность? Курсы каких вузов наиболее востребованы работодателями? Простой серфинг в интернете может быть мало информативен или, наоборот, принесет слишком много информации, разобраться в которой будет непросто. Плюс ко всему хочется, чтобы найденный курс уже прошел определенную проверку и давал реальные знания и навыки. Существует помощник – государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС). Ее ресурсы – это единая витрина сервисов российского высшего образования. По сути, это система одного окна – реестр онлайн-курсов, размещенных на различных обучающих платформах. С ее помощью, выбирая нужный курс, можно узнать не только его свойства и параметры по выбранному направлению, но и список формируемых компетенций.
Для того чтобы представители компаний и студенты могли быть уверены в качестве курсов, в ГИС СЦОС реализована психометрическая проверка их качества. Это значит, что представленные в витрине образовательные программы прошли проверку с помощью определенных математических моделей и обладают необходимыми качествами хорошего курса: надежностью (стабильные результаты даже при разных условиях тестирования), валидностью (курс пригоден именно для тех целей, о которых заявляет), репрезентативностью и достоверностью (системы тестирования внутри образовательной программы сформированы так, что способны выявлять недостоверные и фальсифицированные результаты, а значит, недобросовестный студент не сможет закончить курс успешно). Такая проверка увеличивает доверие к обучающим ресурсам, и этим могут воспользоваться учебные заведения, например, осуществлять перезачет онлайн-курса в своей образовательной организации. 
На портале ГИС СЦОС реализована подсистема «Индивидуальное цифровое портфолио» – специальное хранилище всех достижений студента: проектов, олимпиад, публикаций, дипломов, свидетельств. Эта информация синхронизирована с федеральными информационными системами – Федеральным реестром сведений документов об образовании и квалификации и системой Государственной итоговой аттестации и приема. Благодаря этому студент может предоставить своему работодателю подтвержденные данные об успехах и навыках. А работодатель, в свою очередь, может размещать информацию о вакансиях, которую система рекомендует студентам, включенным в работу и заинтересованным данным направлением.
Владимир Виткин, заместитель начальника департамента открытого образования, ИТМО, ответственный исполнитель разработки ГИС
СЦОС

Источник